Звери и машины
ОПАСНОЕ ВРЕМЯ И МЕСТО
Немецкие учёные установили два периода всплеска столкновений с животными. Первый – в апреле-мая, когда животные мигрируют в поисках пропитания и самцы ведут борьбу за перераспределение территории обитания (молодые особи, покидая территорию противника, обычно сильно спешат и не оглядываются). Второй всплеск происходит в августе-октябре, когда у оленьих период гона.
В Германии 57 % от общего количества случаев ДТП с участием животных отмечается в ночное время, 31 % – в дневное время. Оставшиеся 22 % «делят» рассвет и сумерки. Часто аварии происходят из-за погодных условий. Например, в туман.
Наиболее опасными считаются новые участки дорог, проходящей через лесной массив. Так как диким животным необходимо время, чтобы адаптироваться к изменениям в их среде обитания: сразу после открытия движения автотранспорта дикие животные сохраняют прежние маршруты передвижения.
Появление животных на проезжей части может быть связано с высокой плотностью диких животных, обитающих на определённой территории, наличием кормовой базы на противоположной стороне дороги, а также открытым пространством около дорожного покрытия.
СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Избежать столкновения автомобиля с животным можно. Для этого водителям, заметившим на трассе предупреждающий знак 1.25 «Дикие животные», достаточно снизить скорость. В Беларуси рядом с этим знаком, как правило, не устанавливают дорожные знаки, ограничивающие скорость движения, и, как следствие, многие водители игнорируют предостережение о возможном выходе животных на дорогу, не снижают скорость.
По мнению немецких учёных, максимальная скорость на участках дороги, обозначенных знаком «Дикие животные», должна составлять не более 80 км/ч. При видимости животного на расстоянии 60 метров, двигаясь со скоростью 60 км/ч, водитель остановится в 24,8 метрах от животного, двигаясь на скорости 80 км/ч – в 4,9 метрах. А вот при скорости движения транспорта в 100 км/ч тормозной путь авто 79,2 метра. Столкновение с животным произойдёт на скорости авто 61,1 км/ч. При скорости 110 км/ч тормозной путь – 92, 8 метра и столкновение произойдёт на скорости авто 79,8 км/ч.
Установлена и сила удара при лобовом столкновении автомобиля, движущимися со скоростью 60 км/ч, с дикими животными. Удар с оленем благородным приравнен по силе удара со слоном (5 тонн), диким кабаном – с носорогом (3,5 тонны), ланью – с бегемотом (2,5 тонны), косулей – с быком (0,8 тонны).
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
В Беларуси, чтобы предотвратить выход животных на дорогу, устанавливаются ограждения вдоль дорог. Но, как отмечают в НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси, применяемые меры не только малоэффективны, но и вредны. Животные, выйдя на дорогу через повреждения в сетках, нередко не могут найти выход: начинают метаться по дороге и провоцируют ДТП. Белорусский учёные предлагают оснащать дороги специальными проходами или мостовыми конструкциями. Но это дорогостоящие проекты.
В Германии для предупреждения происшествий используют «отпугиватели» животных. Их разработано 4 вида.
Оптические устройства отпугивания. Устанавливаются на сигнальные столбики вдоль дорог. Приборы, отражая под определённым углом свет автомобильных фар, «создают» световой барьер, отпугивающий зверей. Так как свет надо регулировать в зависимости от местности, на приборы наносят специальные метки, «подсказывающие» водителям тип света.
Звуковые устройства отпугивания. Крепятся к сигнальным столбикам вдоль дороги. Приборы, сработав на свет автомобильных фар, издают низкочастотный звук, отпугивающие животных.
Комбинированные устройства отпугивания – оптические со звуковыми.
Приборы, издающие запах. Их признали малоэффективными. Так как универсального запаха не разработали, имеющийся отпугивал только определённые группы животных (вид, половозрелую группу), а также вызывал привыкание. На работу приборов влияли погодные условия, температура воздуха, влажность, скорость и направление ветра. Приборы необходимо было обслуживать: пополнять уровень отпугивающих средств.
В Германии сегодня используют разные схемы размещения «отпугивателей» вдоль дороги. За их соблюдением постоянно следят дорожные службы, проверяющие целостность приборов и столбов.
Журнал «Лесное и охотничье хозяйство»